Борьба с коррупцией невозможна в нищей Украине, — мнение эксперта
Известный украинский политолог, директор Фонда гуманитарных исследований Михаил Павлив высказал мнение, что украинская коррупция — это системная проблема, которую надо решать не карикатурной видимостью борьбы, а совершенно иными способами, сообщаетФАН.
Как написал Павлив на своей странице в Facebook, полностью искоренить коррупцию невозможно ни в одном государстве — поэтому «речь идет о низовой коррупции. По-настоящему некоррумпированное государство — это такое государство, где граждане не сталкиваются с коррупционными действиями на каждом шагу».
Проблема для Украины усугубляется, по его мнению, двумя факторами. Во-первых, это «глубочайший кризис власти как таковой», который «развивался вследствие эрозии власти в позднем СССР и все годы нашей независимости». Эксперт отмечает фундаментальную разницу в отношении к власти на Западе, где ключевым является верховенство закона, и на Украине, для жителей которой важнее верховенство справедливости.
В итоге украинская власть в безуспешной попытке насадить верховенство закона «созданием специальных органов, ужесточением ответственности, некими мнимыми судебными реформами» еще и перестала быть справедливой.
Второй момент — это, конечно, упадок благосостояния населения и крайне низкая эффективность украинской экономики, которые дают идеальную почву для коррупции. Как считает Павлив, «рост эффективности и благосостояния станут реальными не вследствие потешной борьбы с коррупцией, возглавляемой грузинами, пуштунами и „бородатыми женщинами” на американские деньги, а вследствие государственного протекционизма, укрепления ФПГ (финансово-промышленных групп — прим. ред.), монополизации внешней торговли и развития внутреннего рынка, за счет развития все тех же ФПГ».
От себя скажем, что преодолеть кризис власти и улучшить экономическую ситуацию невозможно, пока страной управляет один из ее богатейших олигархов, который беззастенчиво использует офшорные схемы. Чем только усугубляет проблему. Примерно об этом говорится в недавнем материале ведущего американского издания The New York Times, которое пишет: «Вина лежит не только на неразборчивых украинцах: без офшорных центров типа Панамы не было бы такой коррупции».
Напомним, что ранее та же газета назвала Украину при Петре Порошенко «коррумпированным болотом» — причем, по мнению журналистов, глава украинского государства намеренно пестует коррупцию ради сохранения возможности политического маневра. Порошенко, в свою очередь, обвинил издание в «гибридной войне» с целью дискредитации Украины.
А вот характерные примеры, касающиеся пресловутого низового уровня. Пару дней назад Генпрокуратура пожаловалась на Минюст за то, что те занесли в Единый реестр коррупционеров лишь 40% привлеченных к ответственности. Это менее тысячи человек. Но даже если речь идет о двух с половиной тысячах — понятно, что для 42-миллионной Украины это капля в море.
Согласно последнему исследованию международной организации Transparency International, средний размер взятки на Украине за 2015 год вырос на треть по сравнению с предыдущим годом, до 40 тыс. гривен (более 100 тыс. рублей). Общая сумма увеличилась за год почти на 20%. При этом лишь 19% коррупционеров оказались за решеткой. Каждый третий был наказан штрафами, причем их средний размер был вдвое меньше, чем средней размер взятки.
В глобальном коррупционном рейтинге Transparency International за 2015 год Украина занимает 130-е место из 167.